Мониторинг инженерных систем и диспетчеризация зданий

Что мы называем умным домом? Объект, в котором работают автоматизированные инженерные системы, пусть даже и отделенные одна от другой. Но по-настоящему интеллектуальным здание может стать только при наличии единой системы диспетчеризации (управления). Именно она согласовывает и контролирует работу всех подсистем «умного дома».

Автоматизация и диспетчеризация – две важных составляющих работы интеллектуального здания. Эти системы взаимосвязаны, но работают, условно говоря, с разных сторон процесса. В чем же состоит их роль в «умном доме»?

Автоматизация зданий

При нынешнем развитии техники автоматизировать можно что угодно и как угодно. К примеру, свет в прихожей включается, когда срабатывает датчик присутствия. Все жалюзи в доме можно автоматически закрыть по таймеру, в заранее установленное время. Термостаты сами регулируют работу кондиционеров и радиаторов, чтобы поддерживать нужную температуру в комнатах.

То есть, автоматизация – это создание такой системы, элементы которой будут работать автоматически, в ответ на определенные события. Таким событием может быть как сигнал от датчика, так и команда от пользователя. Например, отключение всех электроприборов и блокировка дверей по нажатию кнопки «Выключить все» – это тоже элемент автоматизации.

Что такое диспетчеризация зданий?

Под этим термином понимают автоматизированный сбор данных о работе подсистем и их элементов в единую базу. По собранной информации сама система или человек, управляющий ею (диспетчер, пользователь), контролирует работу всех элементов «умного дома».

К примеру, все данные с камер видеонаблюдения сохраняются в домашнем медиахранилище. По запросу или в случае форс-мажора Вы получаете от системы соответствующие видеофайлы. На основе этой информации Вы можете принять решение и дать системе команду о новых действиях, например, включить/выключить отдельные камеры или вызвать охрану.

Организация диспетчеризации

В автоматизированной системе управления зданием диспетчерские функции выполняет центральный контроллер. К нему подключаются все подсистемы «умного дома» – освещение, отопление, всевозможные датчики, механические приводы, охранные комплексы и т.д. Пользователь может контролировать состояние системы удаленно или на месте. В первом случае обычно используют интернет, реже – мобильную телефонную связь. Для «местной» диспетчеризации применяется собственная компьютерная сеть или беспроводные каналы.

Реализация системы несколько отличается в зависимости от ее сложности и размеров самого здания:

  • В больших домах, резиденциях, отелях, учреждениях, целых коттеджных поселках с масштабной и сложной системой автоматизации, как правило, создают диспетчерское рабочее место. Здесь устанавливают монитор, на который выводится вся информация о состоянии «умного дома». Диспетчер (специалист) контролирует полученные данные и отдает адекватные команды, а в случае аварийных ситуаций – вызывает соответствующую службу.
  • На небольших объектах – в частных домах, коттеджах, квартирах – нет необходимости в таком мощном диспетчерском пункте. Контролирует все параметры и управляет системой хозяин объекта. А вместо отдельного монитора используется сенсорная панель, экран смартфона или любого компьютера с доступом к «умному дому».
Какую информацию предоставляет система диспетчеризации

Диспетчерская «часть» интеллектуального здания дает пользователю все актуальные данные о работе всех подсистем. Своевременное получение такой информации позволяет эффективнее расходовать ресурсы, обеспечивать безопасность, предотвращать аварийные ситуации. Условно все данные можно разделить на три категории:

  1. Работа подсистем и их элементов. В любой момент Вы можете узнать, какая температура воздуха в нужной комнате, в каком режиме работают кондиционеры и камеры видеонаблюдения, каковы настройки мультирум и пр. Также система моментально сообщит Вам о внештатных ситуациях – аварийных отключениях котла, перебоях с электро- или газоснабжением, о протечках воды или попытках несанкционированного проникновения.
  2. Состояние оборудования и, в частности, его расходных элементов. Вам не надо специально следить за чистотой фильтров в вентиляционной системе, каждый день проверять, сколько осталось топлива для дизельного генератора и т.д. Диспетчеризация позволяет вовремя получать сообщения обо всех необходимых заменах расходных материалов, пополнении запасов реагентов, топлива и даже об оплате счетов.
  3. Потребление и распределение ресурсов. В «умной» системе есть возможность постоянно следить за величиной расхода электроэнергии, газа, воды, жидкого топлива и пр. При этом можно получать данные об объекте в целом, об отдельных его участках (например, по каждому коттеджу в поселке или по корпусам здания), а также о нагрузке от отдельных энергопотребителей. К примеру, при желании можно всегда узнать, сколько электроэнергии потрачено на освещение, отопление, работу бытовой техники и т.д.

Если Вы хотите оснастить свой объект продуманной, эффективной системой диспетчеризации и автоматизации обращайтесь в «The First Smart Company». Мы работаем с объектами любых размеров и разрабатываем системы любого масштаба. Частный коттедж, целый поселок, офисный комплекс или небольшая квартира – все это может давать больше комфорта, безопасности и экономии с автоматизацией и диспетчеризацией от 1SC. С нами каждый Ваш объект будет перед Вами как на ладони!